Класс: 10
Тема урока: Ф. М. Достоевский. Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе «Преступление и наказание»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Образовательная: выявить восприятие обучающимися романа; выделить основные мотивы и причины преступления Раскольникова; подвести учащихся к мысли о том, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на земле.
Развивающая: способствовать развитию познавательной активности и творческого мышления учащихся; способствовать развитию критического мышления, умения анализировать и делать выводы, находить причинно-следственные связи.
Воспитательная: формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Оборудование: портрет Достоевского, иллюстрации, флипчарт, видеоролики, аудиозаписи, карточки для работы в группах, концептуальные карты, листы оценивания.
ХОД УРОКА
Этап урока Содержание учебного материала Ключевые идеи
(модули) МО Дополн.возможности для талантливых и одаренных детей
1.Орг.момент
Совместное целеполагание
2.Актуализация знаний.
3. Работа по теме урока.
4.Работа в группах.
5. Итог урока.
6.Самооценивание в соответствии с критериями.
7.Рефлексия.
6.Д/з
1.Чтение стихотворения
Я приду помолиться в собор,
Там я камень с души моей скину.
У святых, чудотворных икон
Преклоню я усталую спину…
Попрошу, чтобы Бог мне простил
Все грехи мои (ныне и прежде).
А по смерти – к себе допустил.
Тем живу я в великой надежде
- Как вы думаете, о каком грехе мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Только ли убийство является грехом? (гордыня, эгоизм, превосходство над другими людьми).
2.Тема, цель.
Сегодня, мы с вами попытаемся раскрыть мотивы и причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым, героем романа Достоевского «Преступление и наказание»
Цель урока не только раскрыть причины преступления, но и раскрыть и разоблачить теорию «сильной личности»
-В каком городе происходят события, описываемые автором романа. Какой Петербург у Достоевского? Обратите внимание на иллюстрации на доске.
Петербург Достоевского.
-Мы знаем великолепный Петербург, воспетый в торжественных и бессмертных стихах Пушкина., произведениях Гоголя, Лермонтова и др. писателей. У них Петербург – город дворцов и музеев, площадей и фонтанов, горд белых ночей и разводных мостов!
Каким описывает Петербург Достоевский?
1.Высказывания учащихся. Что символизирует желтый цвет и где он встречается в тексте?
2. Проверка д/з. Синквейн «Петербург Достоевского»
3.Вывод:
Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных. Город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки. Петербург Достоевского – это город одиночества, город разврата и порока, “город, в котором невозможно быть”. Петербург Достоевского – это не царственные площади и великолепные набережные, а Петербург под¬валов и чердаков — это город «униженных и оскорбленных». Это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников.
1.Для того чтобы разобраться, в чем состоит преступление и наказание Р. Раскольникова, обратимся к причинам, побудившим его совершить преступление и проследим Путь Раскольникова к преступлению.
2.Теория сильной личности.
3.Лестница Раскольникова. (анализ романа)
Раскольников идет на преступление как на казнь. Это его Голгофа. Восхождение на Голгофу. Раскольников объединяет в себе двух преступников, которые были распяты вместе с Христом: один не верил в Христа, издевался над ним, а другой – уверовал.
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Группа № 1
Раскрыть причины преступления: социальные, философские и психологические. Защитить фишбоун.
Группа № 2
Сопоставить преступление и наказание. Ответ в виде концептуальной таблицы.
Группа № 3
Составить сравнительную характеристику Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Сопоставить образы в виде диаграммы Венна.
Группа № 4
Психологические двойники Раскольникова, их роль в романе. Сопоставить образы, используя «ПОПС!
Обсуждение видеосюжетов.
Образ Иисуса и образ Достоевского
– Что, по-вашему, в картине является композиционным и смысловым центром, показывающим глубокую драму: превращение частного человека в посланника Божьего среди людей, страдающего за людей? (Руки Иисуса, до боли сжатые).
– А теперь обратите внимание на портрет Ф. М. Достоевского. Находите сходство? (У Достоевского тоже сжаты до боли руки, взгляд сосредоточен, в глазах боль). (Слайд 3. Портрет Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, 1872 год)
– В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царство добра и любви. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека.
1.Составить10 «тонких» и «толстых» вопросов .
2.Мини-сочинение «Мое восприятие романа «Преступление и наказание»
ИКТ
(флипчарт)
ИКТ
(аудиозапись)
КМ
(диаграмма Венна)
(синквейн)
ИКТ
(флипчарт)
Новые
подходы
в обучении
(фишбоун, концепт. карта)
Новые
подходы
в обучении
(диаграмма Вена, ПОПС)
ИКТ
(видеоролики)
ОДО
Р
Н
Н
Ч-П
Групповая
работа
1.Карточки-задания
(приложение 3)
2."Преступление и наказание" в цифрах
(приложение 4)
|