Суббота, 2024-05-04, 2:02 AM
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Тема урока : Новые и устаревшие слова.
2015-11-08, 10:59 AM

ХОД УРОКА:

 

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФО

ПД

Модули в обучении

Индивидуально-коррекционная

работа

1

2

3

4

5

6

Орг. момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над темой урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепле

ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

1. Психологический настрой.

-Пожелайте друг другу  хорошего настроения и отличных знаний.

- Девизом нашего урока будут следующие строки:

Великая радость – работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота, работай без лишнего счёта-

Все счастье земли – за трудом!

2. Оформление тетради.(записать дату, вид работы)

 

3.Минутка чистописания. 

   Повторение  пройденной темы

 

4.  Я знаю

-Что такое слово?( основная единица языка)

-Что называется Лексикой?  (Словарный состав языка)

 Что изучает раздел лексика?

Назовите определение слова, обозначающего словарный запас одного человека ( Лексикон)

Инд работа

Чтение по ролям следующих высказываний и объяснение слов, употребленных в переносном значении:
а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.

б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы

- А я тогда не пойду на улицу.

- Почему?

- А чтоб меня морозы не ударили
в) Мальчика спрашивают о сестре

- Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?

- Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.

г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.

Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

- Почему ты не повесил ее сушить?

- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.
 

5.Физминутка.

1.Постановка учебной задачи.

 

УКАЗ 

В славном царстве тридевятом,

В государстве тридесятом

За Кудыкиной горой

Живёт царь Горох Второй

Надоело царю батюшке на завалинке сидеть,

Да под гусли яровчатые песенки петь.

Отправил он матушку царицу по амбарам поскрести, по сусекам помести

Пироги, пышки, булки, ватрушки испечь.

Пригласить всех да на пир честной, под широкой сосной

Пир не простой: задания  выполнять, хитрость и смекалку проявлять!           

--Какие слова из указа царя  вам не знакомы?

(слайд2 )

- Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова? (Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают).

Какие это слова ?

       (Дети: древние слова , старые слова, устаревшие слова и новые )

Мы идём в гости к царю ? Тогда отправляемся в путь, но прежде нужно взять с собой “Багаж знаний”.

-        В русском языке постоянно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают.

Также,  как из году в год меняют леса

Свои листья –старые падают? Также и слова

Ветшают и гибнут. Пусть!

 Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие. Почему так происходит?

          - Да потому, что  меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например,(ступа, керосиновая лампа, лапти) вместе с ним уходит и слово.

.

                                                 Устаревшие слова.

 

 

Историзмы                                                  Архаизмы

( ушли из жизни предметы,                               ( слова устарели, а предметы

которые этими словами                                         остались)

          назывались)

            кольчуга                                                                    перст   

 

В нашей современной речи устаревшие слова встречаются очень редко. А где же мы можем их встретить чаще?

(В стихах, песнях, пословицах, былинах, сказках).

Наше путешествие сказочное.

 

Слайд 6.-перед вами карта нашего путешествия

              остановка-Несмеянкина полянка

встречает нас  Царевна Несмеяна:

Я ревела то и дело.

Женихов я не хотела,

А теперь хочу, но вот

Никто замуж не берет.

Один письмо вот мне прислал,

Загадку мне здесь загадал.

Авторучку нужно взять

Слова парами записать

Слайд 7.

.очи                                           губы

уста                                            глаза

перст                                        лоб      

брадобрей                                палец

 чело                                       парикмахер

изгородь                               неряха

изба                                         забор

рать                                       войска          

 замарашка                               дом

слайд 10. Проверка.

6. остановка-лес друзей  

Вот кто-то идет, познакомиться надо.

Я веселый Колобок

У меня румяный бок.

Вот лиса меня схватила,

Но до обеда отпустила.

Велела что-то тут исправить

Тогда и есть меня не станет.

 

Слайд 13

Задание- предложение в исправленном виде..( устаревшие слова)

Слайд -14     проверка                        

Слайд -15    Четвертый лишний  (БАТФОРТЫ , КАФТАН, КОРОМЫСЛО)

 ФИЗМИНУТКА.

Пощелкайте перстами,

Улыбнитесь устами,

Наклоните выю вперёд, назад.

Погладьте свои ланиты.

Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

Слайд 16    Слово учителя. НЕОЛОГИЗМЫ

Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а  на смену им приходят новые слова – неологизмы. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения.  

Неологизмы появляются в языке по двум причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков, действий), во-вторых, для усовершенствования лексической системы (так появляются многие синонимы; например, в ряду гостиница, отель, номера появилось слово мотель — «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов»).

 

Неологизмы возникают в языке тремя путями.

Во-первых, они образуются на основе уже имеющихся слов с помощью разных способов словопроизводства (например, сложением: сахарозаменитель) 

Во-вторых, новые слова заимствуются из других языков (например,

палантин — «шарф увеличенных размеров»,

дизайнер — «худож­ник-конструктор, специалист по художественному проектированию предметов, производимых промышленностью» и т. п.).

В-третьих, отдельные лексические значения имеющихся в языке слов превра­щаются в самостоятельные слова-омонимы (например, ключ1 (у замка) и ключ2 (родник) и т. п.).

Слайд 17

.2. Выполнить упражнение  Составить предложения с новыми словами.

Слайд   3 остановка-Золушкин сад

Золушкой зовут меня,

Тружусь с утра до ночи:

Подметаю, убираю,

Шью, зерно перебираю.

А здесь Мачеха сказала,

Что она слова смешала.

Нужно в тексте их расставить.

Прочитать и  объяснить.

Слайд 18

Задание.

Прочитайте предложенный ниже текст. Из раздела “Слова для справок” выберите и вставьте на месте пропусков те слова, которые соответствуют содержанию текста

Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в ……..не было. Что делать? Пошла старуха, по …….. поскребла,по ……  помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окошко.  Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на ……, с завалинки на дорожку – и убежал…

Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка.

-Проверка (Устно)

Слайд 20-  4 остановка- терем царя Гороха

Задания царя Гороха:

Итак, мы узнали, что слова могут устаревать, уходить из употребления. Но они остаются жить в книгах прошлых лет, и мы должны знать, уметь определять их значение. С этой целью учёными создаются словари, в которых толкуются все слова, существующие до нашего времени (выставка словарей).

СЛАЙД 21   Обратите внимание на выставку словарей. Они помогут вам  правильно разговаривать на современном русском языке. А язык – это наше богатство, наше наследие которое надо беречь.

2.Работа по учебнику. (с. 8)

1  ряд  –устаревшие слова

 2  ряд - новые слова

3- ряд –Работа со словарем.  Найти значение слов.

 Для СИЛЬНЫХ – со слайда. СКАЗКИ

Задание 1.

Чтобы справиться со следующим заданием вам понадобится ваш толковый словарик в учебнике. Прочитайте отрывки из сказок , найдите устаревшие слова.

1 …И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И пощёлкивать перстами…

 

2 .«На шестнадцатом году

 Повстречаешь ты беду

            В этом возрасте своем

            Руку ты веретеном

            Оцарапаешь, мой свет,

  И умрешь во цвете лет»  

  •  

     .     

 3 «Еду ловлю, их вода прибывает

            Вижу один островок небольшой –

            Зайцы на нем собрались гурьбой.

           С каждой минутой вода подбиралась

            К бедным зверькам, уж под ними осталось

            Меньше аршина земли в ширину».

  •  

 

  1.     "Говорит Дадон, зевая –

   А?...Кто там?... Беда  какая?

             Воевода говорит:

           «Петушок опять кричит»".

 (А.С. Пушкин «Петушок золотой гребешок»)

   

  5 «Нарядился кот в кафтан, красные сапожки, шапочку. Взял гусли, пришел к лисицыной норе, да и запел: Стрень-брень гусельки, золотые струнушки.»

(Русская народная сказка «Кот и Лиса»)            

Слайд 27-проверка

Узнайте в толковом словарике, что они означают?

Перепишите толкование этих слов в тетрадь.

 

5.Терминологический диктант
1) Все слова в языке называются …(Лексика)

2) словарный запас человека  - это (Лексикон)…
3) то, что обозначает слово называется ( Лексическое значение.)….
4) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются  …..
5) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…(Омонимы)
6) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются.. (Синонимы))Ключ к ответам:

1

Лексикой

2

лексикон

3

Лексическим значением

4

антонимами

5

омонимами

6

синонимами

   

 СЛАЙД          Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Подходит к концу ещё один урок русского языка. Чему мы научились на этом уроке?

  - Кто запомнил, что такое историзмы, архаизмы?

   - Где мы можем применить наши знания?

       - В случае затруднения кто придет к вам на помощь? (Словарь) 

Рефлексия 2 звезды 1 пожелание.

 

 8. Обобщение. Оценивание работ учащихся.

- Что нового вы узнали? Как оценили бы вы свою работу на уроке?

10. Домашнее задание:

- Из книги для чтения выписать предложения с устаревшими словами,

 по желанию можно  описать внешность мамы, используя устаревшие слова.

           

 

П

 

 

 

 

 

 

Р

 

П

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

Р

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

Р

П

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

П

Ф

 

 

 

 

 

 

Инд

 

Ф

 

 

 

 

 

Ф 

Инд

 

 

 

 

 

Ф

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

Ф

Ф

 

 

 

Инд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инд

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

Инд

Учет возрастных особенностей

 

 

 

икт

 

 

оценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

км

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Икт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Икт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Км

 

 

 

 

 

 

 

 

Икт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Км

 

Оценивание

 

 

 

 

 

 

 

Икт

 

 

 

 

 

 

 

Км

 

 

Икт

 

 

 

 

 

Икт

 

Км

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Км

 

 

 

 

 

 

Икт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Икт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по карточке

Петрачук А, Белкина А

Соколов А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Лидер
Просмотров: 2454 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar