Суббота, 2024-05-04, 2:11 AM
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Урок русского языка в 6 классе
2014-10-26, 7:28 PM

Класс: 6 «А»

Предмет: русский язык

Тема: Слово, его лексическое и грамматическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

Цель: повторить изученный материал по теме «Лексика», вспомнить типы лексических единиц; познакомиться с разновидностями омонимов; развивать информационно-коммуникационные компетенции, критическое мышление; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация, опорная схема к уроку, тесты, пазлы, флипчарты, доска, учебник.

 

Ход урока:

I. Орг. момент. Создание коллаборативной среды. Тренинг  «Я рад тебя видеть...»

         Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что...». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.

 

II. Стадия вызова. Заполнение таблицы «ЗХУ». Совместное формулирование целей урока.(Заполнение листа оценивания).

III. Осмысление.

1). Прием ИНСЕРТ. Учащиеся самостоятельно изучают материал, делая на полях пометки: («+», «-», «?»).  (Заполнение листа оценивания)

2.) Обсуждение задание в группе.

3.) После совместного изучения  в группах составить флипчарт в виде схем так, чтобы он смог оказать действенную помощь в работе.

1гр.  Синонимы.

2 гр.  Антонимы.

3гр.  Омонимы.

4гр.  Паронимы.

(Заполнение листа оценивания)

4.) Защита флипчартов. Выступление спикеров, либо совместная защита.

5) Обобщение и систематизация. Презентации, подготовленные сильными учащимися (опережающее задание).

6.) Тестирование. (Заполнение листа оценивания).

7.)Задание: записываем предложения, находим слова в прямом и переносном значении.

В ящике лежали стальные гвозди. У нашего учителя стальные нервы. На дороге лежит большой камень. Моя сестра играет в большой теннис. Спортсмен ударил по мячу. В феврале ударили морозы.

* придумайте и запишите предложения со словом идти (ходить) в прямом и переносном смысле.

(Ученики пошли в поход. Часы перестали ходить. На улице пошел дождь.)

Задание: записать слова в два столбика: однозначные и многозначные(пользуясь толковым словарем).

Альбатросбархан, броня, махаон, язык, театр, невежа, презентация, колорит, флора.

* составьте и запишите предложение с одним или несколькими словами.

Задание: подберите к словам лексические пары.

Синонимы: умный (мудрый), луна (месяц), бежать (мчаться), храбрый (смелый).

Антонимы: карлик (великан), друг (враг), сломать (починить), громко (тихо).

Омонимы: коса (волосы и инструмент), лук (овощ и оружие), печь (омоформы).

Паронимы: невежа (невежда), абонент (абонемент).

Игра «Третий лишний». Найди в каждой строке «лишнее» слово, объясни почему.

1) Золотая рожь, золотые руки, золотое кольцо (прямое значение)

2) Зелёный, изумрудный, сизый (оттенок синего)

3) Ручка, лист, парта (однозначное)

4) Красивый, высокий, безобразный (синонимы)

5) Красиво, мягко, жёстко (антонимы)

6) Адресант, адресат, адрес (паронимы)

7) Железный ключ, ключ у озера, родник (1- родник, т.к. омонимы, 2- железный ключ т.к. синонимы).

Творческая работа для сильных учащихся: пользуясь таблицей, определить омографы, омофоны и  омоформы и составить по 3-4 примера по каждому виду.

 

IV. Рефлексия.

Качественная и количественная   оценка урока.

Подчеркните ответ, который вы считаете более приемлемым для Вас.

 

Ф.И._________________________________________________________

 

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

 

V. Самооценивание.

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

 

Критерии

Задание

Дескриптор

Баллы за выполнение задания

А (max2)

 

Исследование

(ЗХУ)

Не достиг ни одного из критериев

0

Проанализировал, что знаю по теме

1

Проанализировал, над чем нужно работать, что необходимо усвоить

 

2

В (max2)

Работа с текстом

(Инсет)

Не достиг ни одного из критериев

0

Понимаю смысл прочитанного, но не могу объяснить

1

Понимаю смысл прочитанного, грамотно излагаю прочитанное, выполняю роль спикера.

2

С (max2)

Тест

Менее 10

0

10-13 баллов

1

12 баллов

 

2

D(max2)

Практическая работа(упражнение)

Не достиг ни одного из критериев

0

 

 

Учащийся выполнил работу самостоятельно в соответствии с выбранным заданием, но прибегал к помощи учителя и товарищей

1

 

 

Учащийся выполнил работу,  не прибегая к помощи учителя.

2

 

VI. Домашнее задание.

1.Упражнение 116.

2. Выписать из художественной литературы по 3-4 примера синонимов, антонимов, омонимов.

3. Написать эссе «Знание лексики – неотъемлемая часть культуры речи» (по выбору).

 

VII. На доске три вида смайликов. Учащимся предлагается выбрать смайлик, соответствующий  впечатлениям от урока, и прикрепить к нему свой стикер.

 

 

36_2_2436_2_2536_2_19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Опорная схема к уроку (для учащихся): 

ЛЕКСИКА

1.Лексика – это словарный состав языка.

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.

Слово – одна из основных единиц языка, которая служит для именования предметов иотвлечённых понятий, их качеств и характеристик.

Слово имеет

Грамматическое значение Лексическое значение

Род, число, падеж, время, разряд То, что слово обозначает

Стул – имя сущ., м.р., ед.ч. Стул – предмет для сидения

Лексическое значение слова - закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

 

 

2.Слово может иметь одно или несколько лексических значений:

Ø Однозначные слова- это слова с одним лексическим значением (герб – государственный символ);

Ø Многозначные слова – слова, имеющие несколько лексических значений (спутник – человек, небесное тело, вращающееся вокруг планеты).

Многозначные слова имеют прямое и переносное значения:

Ø Прямое значение – это основное лексическое значение (воет волк – звуки, издаваемые волком);

Ø Переносное значение – вторичное значение слова, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу (воет ветер).

 

3.Типы лексических единиц

 

синонимы

антонимы

омонимы

паронимы

Слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию

Слова одной части речи, противоположные по звучанию

Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению

Слова, сходные по звучанию, но разные по значению

Большой-огромный

Большой - маленький

Ключ для замка – ключ=родник

Адресат - адресант

 

 

4.Разновидности омонимов:

Омофоны

слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению

Пруд - прут

Омоформы

это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах

Мой (глагол) окно – мой (мест.) платок

Омографы

слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению

зАмок - замОк

 

 

 

 

 

Приложение 2

Лексика. 6 класс

Лексика

Вариант - 1

 

1. Выбери правильный вариант ответа.

 

Антонимы - это

а) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

б) слова, одной и той же части речи, отличающиеся оттенками лексического значения

в) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

 

2. Укажите строку, где все слова являются синонимами.

 

а) бросать, кидать, швырять

б) ураган, дождь, пурга

в) алфавит, азбука, букварь

 

3. Укажите антоним к выделенному слову в переложении

Скажу я слово потерял, и скажешь ты….

 

а) узнал          б) понял         в) нашёл         г) бери

 

4. Укажите многозначные слова.

а) лист            б) скакалка                в) дождь         г) полотно

 

5.Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.

 

                                               а)         б)         в)        г)

а) сл…зать крем                    е          е          е          и

б) сп…шите домой              и          и          е          е

в) обв…ла карандашом       е          и          и          е

г) пос…деть от страха         и          е          и          е

 

6. Новые слова, возникающие в языке, называются

 

а) историзмы             б) неологизмы          в) диалектизмы         г) профессионализмы

 

7. Укажите предложение(я), в котором используется фразеологизм.

 

а) Начинаем шагать с левой ноги.

б) Машина встала поперёк дороги.

в) У меня от холода зуб на зуб не попадал.

г) На болоте легко потерять почву под ногами.

 

8. Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.

 

                                                           а)         б)         в)        г)

а) выр…стать на грядке                  а          о          о          а

б) зелёный р…сточек                      о          а          о          о

в) деревья выр…сли                                    а          о          а          о

г) отр…сли машиностроения         о          о          а          а

9. Укажите предложение(я), в котором используется олицетворение.

 

а) Ветер пел в водосточных трубах.

б) В школе я пел в хоре.

в) В клетке пел соловей.

 

10. Укажите предложение(я), в котором используется слово в переносном значении.

 

а) Сестре подарили золотые серёжки.

б) Золотые колосья пшеницы клонились к земле.

в) В моей коллекции есть золотые монеты.

г) У моей мамы золотые руки.

 

11. Укажите пары, слова в которых являются антонимами.

 

а) длинный – короткий                   г) месяц - год

б) красивый – уродливый               д) мудрец – глупец

в) большой – широкий                    е) враг - недруг

 

12. Укажите пары, слова в которых являются синонимами

 

а) зной – прохлада                           г) верный - правильный

б) дорожка – тропинка                    д) маленький - шустрый

в) комната – квартира                     е) цветной - яркий

 

13. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению

 

а) антонимы              б) диалектизмы         в) омонимы               г) синонимы             в) архаизмы

 

14. Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.

 

                                                           а)         б)         в)        г)

а) выж…гать рисунок                     и          е          е          и

б) заб…ру домой                              е          е          и          и

в) выт…рать пыль                           и          и          е          е

г) отп…реть замок                           е          и          е          и

 

 

Вариант - 1

 

За 1 – 6 баллов – «2»,   7 – 9 – «3»,   10 – 13 – «4», 14 – «5»

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

а

а

в

а,г

г

б

в

г

а

б,г

а,б,д

б,г

в

а

 

 

 

Лексика. 6 класс

 

Лексика

Вариант - 2

 

1. Выбери правильный вариант ответа.

омонимы - это

а) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

б) слова, одной и той же части речи, отличающиеся оттенками лексического значения

в) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

 

2. Укажите строку, где все слова являются синонимами.

 

а) ливень, дождь, буран

б) стеречь, караулить, охранять

в) враг, противник, соперник

 

3) Укажите антоним к выделенному в предложении слову

На поляне всех замучила жара, зато в лесу….

а) холод          б) тень            в) прохлада    г) зной

 

4. Укажите многозначные слова.

а) иголка                    б) компас                   в) приём                    г) мяч

 

5.Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.

 

                                                           а)         б)         в)        г)

а) усм…рить зверя                           и          е          и          е

б) посв…тить в темноте                 е          и          и          е

в) сл…пить глаза                             е          и          е          и

г) пос…деть смирно                                    и          е          и          е

 

6) Слова, вышедшие из активного повседневного употребления

 

а) заимствованные               б) жаргонизмы          в) диалектизмы         г) устаревшие

 

 

7.Укажите предложение(я), в котором используется фразеологизм.

 

а) От наших кур нет ни пуха, ни пера.

б) Развязанные шнурки путались под ногами.

в) На птицеферме цыплят по осени считают.

г) Голова идет кругом от этих проблем.

 

8. Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.

 

                                                                       а)         б)         в)        г)

а) заст…лать постель                                  и          и          е          и

б) ст…реть надпись                                     е          е          е          и

в) бл…стать красотой                                 и          и          и          е

г) отп…рать засов                                       и          е          е          е

 

9. Укажите предложение(я), в котором используется олицетворение.

 

а) Играет радостный ребёнок.

б) Играет солнышко лучами.

в) Мой брат играет на гитаре.

 

10. Укажите предложение(я), в котором используется слово в переносном значении.

 

а) Вчера день был очень тёплый.

б) Мама дала мне тёплый костюм.

в) В школе первоклашкам оказали тёплый приём.

г) Чайник на плите ещё тёплый.

 

11. Укажите пары, слова в которых являются  антонимами.

 

а) храбрый – верный                                               г) проезд – проход

б) далёкий – близкий                                  д) потолок - пол

в) кислый – горький                                               е) висеть – стоять

 

12. Укажите пары, слова в которых являются  синонимами.

 

а) долгий - близкий                                     г) всадник - наездник

б) печальный – грустный                           д) трус - предатель

в) старший - важный                                   е) столица – город

 

13. Слова, вошедшие в русский язык из других языков

 

а) устаревшие           б) диалектизмы         в) заимствованные   г) синонимы             в) историзмы

 

14. Укажите букву, которая обозначает ряд с правильным вариантом ответа.

 

                                                                       а)         б)         в)        г)

а) молодые р…стения                                 о          а          о          а

б) ср…слись вместе                                     о          о          о          о

в) отр…щивать волосы                               а          о          о          а

г) выр…сли на юге                                     а          а          а          о

 

 

 

Вариант - 2

 

За 1 – 6 баллов – «2»,   7 – 9 – «3»,   10 – 13 – «4», 14 – «5»

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

в

б

в

а,в

а

г

г

а

б

в

б,д

б,г

в

г

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Лидер
Просмотров: 3038 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar