Суббота, 2024-05-04, 3:14 PM
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2015 » Март » 29 » Формирование аналитической культуры педагога как стратегия развития профессиональной компетенции. Искенова А.Е.
6:01 AM
Формирование аналитической культуры педагога как стратегия развития профессиональной компетенции. Искенова А.Е.

В современных условиях сфера образования становится одним из приоритетных направлений нашего государства. В Программе развития образования на 2011-2020 годы огромная роль отводится формированию профессиональных компетенций и аналитической культуры педагогов.

Каждый педагог осознает, что в век информатизации и нана-технологийповышаются требования к учителям, которые сегодня выполняют роль своего рода навигатора, помогающего ученику ориентироваться в безграничном мореинформации.Наши знания быстро устаревают, и чтобы соответствовать требованиям современного педагога, необходимо повышать профессиональную компетентность и аналитическую культуру, владеть базовыми компетенциями.

Базовые профессиональные компетенции связанны с готовностью и способностью учителя реализовывать цели обучения предмету на различных уровнях, с учетом современных социальных требований и реальных условий преподавания. К базовым компетенциям учителя-предметника относятся:

1.компетентность в области личностных качеств;

2.компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности;

3.компетентность в области мотивации учебной деятельности;

4.компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности;

5.компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений;

6.компетентность в области организации учебной деятельности.

Для того чтобы совершенствовать проф.компетентность, необходимо отслеживать уровень проф.мастерства, а это возможно лишь при сформированной аналитической культуре.

Современное образование предполагает переход от традиционного преподавания к конструктивистскому. Ключевой идеейконструкт преподавания является формирование аналитической культуры педагогов и учащихся. Мы постоянно анализируем как деятельность обучающихся, так и свою. У детей мы отслеживаем качество знаний, успеваемость, проводим мониторинг обученности, ЕНТ, Воуд. Глубокий анализ своей деятельности мы провоим при проведении творческих отчетов, ППО, однако новые подходы требуют, чтобы учитель ежедневно рефлексировал. Полный самоанализ урока мы проводим во время посещения уроков администрацией школы, при проведении открытых уроков.  Все остальные рабочие уроки на должном уровне  нами не анализируются, что сдерживает формирование аналитической культуры.

Сухомлинский сказал: «Умейте осмыслить свой пройденный путь. Осмысление того, что уже сделано, - это большое духовное богатство».

Анализ деятельности учителя на уроке является основой совершенствования учебного процесса. Главная цель анализа практики учителей – увидеть связь между деятельностью учителя и результатами его труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции,  умении применять теорию на практике.

Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя.

             В основе аналитической деятельности лежит анализ.(слайд 3  ) По определению Ю.А Конаржевского, педагогический анализ – это инструмент управления, направленный на:

  • изучение состояния и тенденций развития,
  • объективную оценку результата образовательного процесса,
  • выработку рекомендаций по упорядочению системы или переходу её в качественно более высокое состояние.

Анализируя собственные уроки, качество знаний, умений и навыков учащихся, различные виды своего планирования, результативность своей ежедневной деятельности, учитель глубже проникает в сущность своей деятельности, определяет причины разного рода недостатков в своей работе, добивается их устранения, предупреждает в какой-то степени их появление.

Аналитическая деятельность дает возможность учителю:

  • формировать и развивать умение ставить конкретную цель своей деятельности и деятельности учеников, четко её формулировать;
  • развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
  • формировать  умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  • формировать умение видеть и понимать существенную связь между способом своих действий и конечным результатом.

Известные отечественные ученые СИ. Архангельский, К.К Платонов, СА.Гапоненко и другие - отмечают, что одной из характеристик профессионализма является развитое аналитическое мышление, под которым понимается способность выделять существенные свойства объектов, знание которых позволяет решать возникающие перед педагогом профессиональные задачи. Невозможно без аналитической деятельности ни выявить противоречия в педагогической практике, ни осмыслить их, ни разрешить. Также невозможно оценить уровень собственного профессионализма, без чего немыслима работа над повышением качества своей деятельности, ибо только результаты аналитической деятельности позволяют составить корректную программу дальнейших действий, искать ответы на многие вопросы практики, объективно оценивать результаты своего труда и всего образовательного процесса, находить решения возникающих проблем.
            В школе, как правило, используются три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический и итоговый.(слайд   )

Оперативный анализ направлен на сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Содержание данного вида анализа строится на основе анализа посещенных уроков, внеклассных занятий и включает:

– оценку работы учителя, учащихся;

– выявление причин отклонений в качестве преподавания;

– установление причин отклонений фактического уровня знаний, умений и навыков от требований, сформулированных в учебной программе.

Оперативный анализ – значит ежедневный. Именно он помогает завучу получить информацию о ходе и состоянии дел за день, месяц, четверть. На наш взгляд, этот вид анализа остается наиболее значимым и важное место в нем занимает анализ урока. Анализ уроков – серьезная работа заместителей директора. Но администрация школы сама не в состоянии сегодня фиксировать нарушения в рациональной организации учебно-воспитательного процесса и одновременно устанавливать причины этих нарушений. Поэтому важную роль в оперативном анализе играет самоанализ учителя.

Тематический анализ – диагностика наиболее значимых сторон педагогического процесса, установление их взаимосвязей и зависимостей. Его содержание строится на основе изучения различных сторон образовательного процесса, объективной его оценки, установления педагогических резервов и путей их реализации.

Тематический анализ дает возможность привлечь к аналитической деятельности руководителей методических объединений, что способствует повышению качества образовательного процесса, устранению субъективизма в оценке результатов деятельности школы.

Итоговый анализ – анализ результатов деятельности школы за определенный период.

Содержание данного вида анализа направлено на систематизацию материалов оперативного и тематического видов контроля. Итоговый анализ дает возможность сопоставить результаты, достигнутые школой, с государственным стандартом, увидеть место школы в системе народного образования, определить основные направления ее развития. 

Просмотров: 1545 | Добавил: Лидер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar