Влияние технологий на то, как мы учимся
Posted: 22 Oct 2014 03:30 AM PDT
Заинтересовала случайно попавшаяся инфографика о влиянии технологий на то, как люди учатся. Прочитала, задумалась… жизнь неизбежно подталкивает к тому, к чему мы стремились в образовании ранее, о чем столько было сломано копий….
Автор статьи выделяет 4 аспекта процесса обучения, которые неизбежно меняются под влиянием технологий.
Наблюдается переход:
- От индивидуального обучения к обучению в сотрудничестве. Причем сотрудничество теперь выступает не как дополнение к образовательному процессу, а как естественная необходимость, к которой побуждают множество используемых инструментов от социальных сетей до специфических облачных сервисов, где возможность совместной деятельности уже изначально заложена.
- От пассивного обучения к активному обучению, обучению, при котором в центре не учитель, а ученик. При этом технологии выступают инструментом, дающим ученикам доступ к безбрежному океану информации, позволяющим ученикам исследовать, решать задачи, общаться. Учитель никуда не исчез, он присутствует, но больше в роли наставника, “ведущего за собой”. А ученикам дана возможность из пассивного слушателя стать автором, создателем, самостоятельно решающим проблему.
- К большей дифференциации и персонализации обучения. В одном и том же содержании ученики могут преследовать разные цели и то, что каждый класс – это объединение разных индивидуальностей, не признавать практически невозможно. Использование технологий может как нельзя лучше служить задаче организации образовательного процесса, отвечающего разным интересам и образовательным потребностям учеников, обеспечивать возможности усвоения информации разными способами. Фактически, они позволяют соединить самообучение, адаптивное обучение, поддержку сети сверстников, что не раз уже доказало свою эффективность.
- Мы сталкиваемся со все большей многозадачностью. Вот тут можно и поспорить, хорошо это или плохо и чего от этого больше, вреда или пользы. Хотя считается, что при наличии соответствующих инструментов с многозадачностью несложно справиться. Но вот какова при этом концентрация внимания и, соответственно, результат – вопрос открытый.
Говоря о персонализации обучения, есть смысл вспомнить о теории множественного интеллекта Говарда Гарднера. Думается, умное использование компьютерных технологий и инструментов может внести свой вклад в развитие разных типов интеллекта учащихся (и учителя тоже!). Главное, чтобы применение технологий не превращалось в самоцель, а служило делу. А это требует при планировании помнить сначала о педагогических целях, затем о видах ученической деятельности и инструментах осуществления. Кроме того, успешное применение технологий требует наличия навыков цифрового гражданина, без которых современное образование уже немыслимо.
|