Суббота, 2024-05-04, 2:39 AM
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках русского языка как условие повышения качества образования

Искенова Анар Есимбековна

учитель русского языка и литературы

ГУ « Школа-гимназия №18 отдела образования акимата города Костаная»

Г.Костанай

 

Сегодня в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Модернизация образовательной системы диктует пересмотр форм и содержания обучения, требует от каждого педагога конкретной деятельности, направленной на формирование ключевых компетенций обучающихся, функциональной грамотности, навыков работы в команде, лидерских качеств, инициативности, IT-компетентности. В условиях обновления содержания образования необходимо обеспечить каждого обучающегося правом на получение качественного образования. Современное образование должно быть личностно-ориентированным, поскольку главным стимулом в познавательной деятельности учащихся является «ощущаемое каждым учителем движение вперёд», вера в возможность усвоения изучаемого материала. Именно поэтому дифференциация и индивидуализация учебного процесса, когда перед учащимися ставятся посильные задачи с дальнейшим выходом на развивающий уровень, являются закономерными к сознательной мотивации учебной деятельности.

В каждом классе есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности. Научить ребёнка самостоятельно и творчески работать, учитывая индивидуальные способности, дать ему возможность реализовать творческие способности - основная задача учителя-словесника. Для этого необходимо ставить перед собой следующие задачи:

- обучать каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;

- создавать оптимальные условия для работы всем участникам деятельности;

- формировать личностные качества: самостоятельность и трудолюбие;

- выявлять и развивать способности учащихся.

Система работы должна основывается на следующих принципах:

- гуманизации и дифференциации;

- научности и новизны;

- практической направленности;

- интегрированных связей уроков и внеклассной работы;

- комфортности в классе, доброжелательности, взаимопомощи.

Одним из путей, ведущих к повышению и развитию интереса к русскому языку, является отбор содержания учебного процесса, его преобразование. Хорошо подобранный материал помогает решению многих задач на уроке. Используя элементы разноуровневой технологии, ученик сознательно выбирает задания по возможностям. Таким образом, при подборе разноуровневых заданий необходимо руководствоваться следующими принципами:

- каждому ученику предоставляется право выбора уровня сложности;

- объём и трудность заданий увеличивать от уровня к уровню;

- работу с разноуровневыми заданиями проводить в системе, её результаты обязательно анализировать.

Задания базового уровня должны отвечать требованиям Стандарта образования на уровне элементарных ЗУН; продвинутый уровень – задания, отвечающие требованиям Стандарта образования на уровне применения и анализа знаний; творческий уровень – задания творческого характера.

Формируемая на каждом уроке «ситуация успеха» побуждает детей и дальше развивать ученическую деятельность, повышать уровень своих притязаний, растёт культура коллективной и групповой работы.

Дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (субъектном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную траекторию своего развития.

Задачей же педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Разрешить поставленную задачу можно, только проектируя такую технологию обучения, которая предусматривала бы дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне. Индивидуально -дифференцированный подход позволяет каждому учащемуся работать в оптимальном для него темпе, даёт возможность справиться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. В результате учащиеся понимают, что они имеют право на собственную образовательную траекторию.

Сложно обучать каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, но дифференцированный подход в обучении необходим для формирования прочных и осознанных знаний, активизации мыслительной деятельности учащихся, развития их творческих способностей.

Индивидуализация обучения - один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личные особенности обучаемых, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения. Индивидуализация обучения может осуществляться по:

  • Содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования. Эту возможность слушатель получает в случае применения программ обучения по индивидуальным планам, в рамках целевой подготовки, при использовании элективных дисциплин, а также развитием деятельности научных обществ слушателей.
  • Объёму учебного материала, что позволяет способным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях. Для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договора о целевой подготовке, элективные дисциплины, работа в научном обществе.

Только индивидуальное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для (продуктивного) продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Поэтому на педагоге лежит ответственность за возможность изучения конкретным учеником материала, исходя из собственных потребностей в самопознании и самореализации, за оценку учения каждого ученика в рамках данного учебного плана, также за изменение и дополнение этого плана (с тем чтобы гарантиро­вать успех всех учащихся).

Дальновидный и преданный делу учитель будет преподавать свой предмет исходя из учебных стилей учащихся. Зачастую же обучение в классе ведется учителем исходя из его собственного стиля обучения («раз так понимаю я, значит это попятно и им»). Редко, если вообще когда-нибудь это происходит, обучение ведется более чем в одном стиле, а следовательно, создаются условия только для учебы одного типа учеников, стиль которых совпадает со стилем преподавателя. Стандартная работа в стан­дартных классах не может удовлетворить потребностей остав­шихся детей (с другим стилем учебы). Таким образом, качество обучения ребенка, его успешность и самоощущение зависят от того, насколько он сможет приме­нить собственный стиль учения, развивать в себе основные сти­ли обучения или адаптироваться к превалирующему учебному стилю класса. Если растущий человек не может приспособиться, вне зави­симости от того, одарен он или нет, он получит свои двойки или тройки. Это происходит до тех пор, пока учитель не адаптирует программу предмета, виды деятельности школьников на заня­тии и способы диагностики успешности ребенка.

Категория: Мои статьи | Добавил: Лидер (2017-04-12)
Просмотров: 737 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 pogalmi • 4:38 PM, 2021-03-23
Спасибо за материал!
avatar