Пятница, 2024-05-03, 7:28 PM
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как фактор повышения качества знаний»

 

Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации.

Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Стимул, определивший использование ИКТ в практике моей работы, - понимание того, что это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие достижения высокого качества образования.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

 Практика в школе показала, что использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Для этого я использую на уроках русского языка и литературы возможности новейших информационно-коммуникационных технологий. Презентация может использоваться при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл, на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для:

- информационной поддержки;

- иллюстрирования;

- использования разнообразных упражнений;

- экономии времени и материальных средств;

- построения канвы урока;

- расширения образовательного пространства урока.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается  концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; повышение интереса к изучению предмета; возрастание мотивации к учёбе.

На уроках  применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

С помощью мультимедийного проектора демонстрирую  слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.  Необычайно интересна работа с использованием этой программы, которая приводит к целому ряду положительных эффектов:

1) обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

2) психологически облегчает процесс усвоения;

3) возбуждает живой интерес к предмету познания;

4) расширяет общий кругозор учащихся;

5) повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д. 

Прослушивание  художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.

Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить  дополнительные знания и использовать их на уроке.

Также к положительному эффекту приводит работа с различными обучающими программами.

Работа с интерактивной доской раскрывает дополнительные возможности: показ презентаций на большом экране, возможность ученикам самим создавать флипчаты с использованием её различных средств и возможностей и т.д.

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию.

Важной задачей преподавания в современной школе является необходимость обучения детей работе с тестовыми заданиями. Решение видится в использовании ИКТ. Начиная работать с детьми пятого класса, есть возможность достичь необходимых умений и навыков в работе с тестами при сдаче ЕНТ. Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и провести последующую индивидуальную коррекцию грамотности.

Таким образом, использование ИКТ положительно влияет на качество учебного процесса.

Итоги использования ИКТ на уроках русского языка и литературы:

- повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);

- осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

- расширение объема предъявляемой учебной информации;

- обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

- улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

- повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;

- включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;

- повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;

- включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.   

Я уверена, что ИКТ на уроках русского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению, так как современный учитель должен уметь ориентироваться в потоке новых учебных средств, оценивать их по новым, соответствующим этим средствам, критериям, отбирать из предлагаемых продуктов необходимое и, что самое главное, овладеть новой методикой. Только на этой основе возможно: органично включить ИКТ в учебный процесс, систематически использовать их наряду с традиционными средствами  обучения; обеспечить все основные этапы работы с учебным материалом, организуя их на основе компьютерного обучения и учитывая при этом возрастные особенности учеников; полноценно использовать электронные ресурсы  и механизмы их оперативного извлечения и представления в разных формах, для того чтобы самому осуществлять их компоновку в зависимости от целей и задач обучения или предложить это сделать ученикам в рамках решения проблемной, поисковой задачи.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Лидер (2014-10-17) | Автор: анар E
Просмотров: 620 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar