Суббота, 2024-05-04, 4:19 AM
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Материалы республиканской научно-практической конференции «Школа XXI века глазами молодого учителя»

Материалы республиканской научно-практической конференции

«Школа XXI  века глазами молодого учителя»

 

ФИО:  Искенова Анар Есимбековна

Тема: «Актуальные проблемы современного образования».

Актуальные проблемы современного образования.

           Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, формирование ключевых компетенций, жизненных навыков, повышение эффективности обучения. Обычно в школах мы отслеживаем качество знаний, результативность участия в конкурсах, олимпиадах. Определяя качество знаний  по количеству учащихся, успевающих на «4» и «5», мы ошибочно полагаем, что, вооружив учащихся определенным багажом знаний, обеспечиваем им будущее. Но, отслеживая успехи своих выпускников, мы вынуждены констатировать,  что  ученики  покидают  школу  неготовыми  принять  вызовы, с  которыми  они  сталкиваются, т.к. не умеют применить свои знания  в жизни. Т.е. они  не  готовы к самореализации и самосовершенствованию, т.к. в школе мы их не учим   формировать личные  мнения, вести  переговоры, аргументировать, критически мыслить, видеть цель и выстраивать стратегию достижения цели. Также    ученики  не    имеют подлинного  опыта  в  развитии  этих  навыков  и не  имеют  собственных  мнений. Иными словами, они  входят  неоперившимися  в   социум, прожив  школьную  жизнь в  условиях, где  не поощрялись ни  диалог, ни  решение  проблемы, ни  совместная  работа, ни  высказывание  идеи.

    Я давно стала задумываться над тем, как решить данную проблему. Ответ на вопрос я получила, познакомившись с новыми подходами в обучении. Учебные занятия, построенные на основе конструктивистского преподавания, предоставляют ученикам возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения. Этот процесс позволяет ученикам подвергать сомнению свои предположения и стремиться расширять и углублять представления о мироустройстве. Сами ученики играют важную роль при использовании учителем указанной формы преподавания: активно конструируют знания посредством социального взаимодействия со сверстниками.

Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. Конструктивистские подходы позволяют учителю сосредоточиться на ученике, организовывать занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания.

Поскольку Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель, основной задачей современного образования в условиях перехода на 12-летнюю модель образования  является повышение квалификации учителя. Современному учителю необходимо овладеть  современными стратегиями обучения, информационно-коммуникационными технологиями, научиться рефлективному преподаванию. Новое содержание образования  требует и новых учителей. Курсы, направленные на изучение и освоение «Программы  курсов повышения квалификации педагогических работников РК» третьего уровня, сыграли для меня и моих коллег важную роль. Курсы  помогли найти ответы на многие вопросы, поскольку изменили наше сознание. Внедрение в практику идей семи модулей позволит дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету, содействовать творческому развитию каждого ученика  как на уроке, так и вне урока, вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение. Сегодня  я могу  сказать,  что  именно  применение  на  практике   идей  семи  модулей  курса  помогло   изменить  отношение  учеников  к  моему  предмету , сделало их  моими  партнерами  на  уроке , умеющими  выразить  свое  отношение  к  полученным  знаниям . Они  научились    критически мыслить,  самостоятельно  добывать  новые  знания. Изменения произошли, в первую очередь, во мне самой. Изменился  мой  взгляд  ученика,  на  планирование  урока  и организацию  деятельности  учащихся. Я  начала  уделять  планированию урока  больше  времени, включая тот или иной вид работы, в первую очередь, задумывалась над тем, будет ли данный вид деятельности способствовать когнитивному развитию учащихся, будет ли развиваться критическое мышление, умение вступать в диалог. Для развития саморегуляции обучающихся я стала больше времени уделять самостоятельной и групповой работе. Я не могу сказать, что данные курсы дают готовые ответы на вопросы или готовые рецепты повышения эффективности обучения, но они дают  возможность  учителям самим  из урока в урок совершенствовать мастерство, а также формировать у учеников навык обучения тому, как обучаться.

 Я считаю, что наиболее эффективными являются те уроки, на которых  мною применяются активные методы обучения. В отличие от традиционных методик, где учитель дает и требует определенные знания, при использовании активных методов  обучения учащиеся сами открывают путь к познанию. Ученик становится главной действующей фигурой. Учитель в данной ситуации – активный помощник. Применяя новые подходы в обучении, я заметила, что дети с ОВ вовлечены в работу, с удовольствием выполняют задания, высказывают свои мысли при проведении «вращающегося круга», участвуют не только в создании, но и в защите флипчартов.

 Я  заметила, что при групповой работе   ученики больше помогают друг другу, учатся друг у друга (более сильные помогают слабым), улучшаются отношения между детьми, создаются благоприятные условия для эмоционального развития.  Использование групповой работы способствовало тому, что практически все учащиеся оказывались вовлеченными в учебный процесс, они имели возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся способствовала эффективному усвоению учебного материала,  каждый ученик вносил свой особый индивидуальный вклад, обменивался знаниями, идеями. Причем, происходило это в атмосфере сотрудничества и взаимной поддержки.  Данный вид работы способствовал развитию лидерских способностей  сильных учащихся, которые, в свою очередь, оказывали поддержку слабым, находящимся в своей зоне ближайшего развития.

Эффективным является и  диалоговое обучение. При обсуждении учащиеся используют разные типы бесед, но наблюдая за работой групп, я заметила, что в основном преобладает кумулятивная беседа. Проанализировав групповую работу, я  сделала вывод, что для результативности обучения мне необходимо учить детей более эффективным типам беседы: исследовательской и дебатам. Тогда учащиеся будут не только знакомить друг друга с изученным материалом, но и осуществлять отбор наиболее ценного в содержании  текста, а также обосновывать то, что говорят. Также я заметила, что дети учатся эффективнее и их интеллектуальные достижения выше, при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию.         

  При закреплении изученного необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии, интерактивную доску. Электронные флипчарты позволяют экономить время, т.к. задания  разработаны, учащимся нужно  решать лишь орфографические и пунктуационные задачи, не тратя время на лишние записи. Я убедилась, что использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Презентации  можно использовать при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл, на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний. В презентации можно показать самые выигрышные моменты темы.

 Новые подходы позволили мне  сделать процесс обучения личностно- ориентированным, интересным,  создавать в классе атмосферу  сотрудничества,  подбирать  задания, направленные на развитие критического мышления,  умение грамотно анализировать свою деятельность.  Я заметила, что дети  раскрепостились,  научились аргументировать свою точку зрения, анализировать, оценивать,  самостоятельно добывать знания.  Даже у детей со слабой мотивацией появился интерес к изучаемому  материалу,  желание работать в сотрудничестве.  Поэтому я планирую продолжить применение стратегий критического мышления в дальнейшей практике, но для эффективной работы мне необходимо постоянно заниматься самообразованием, так как не всеми стратегиями владею в совершенстве.

Я считаю, что в условиях модернизации образования востребованы учителя, имеющие глубокие теоретические знания, большой практический опыт, владеющие психолого-педагогическими знаниями, способные организовать самостоятельную деятельность учащихся, формировать мотивацию школьников на раскрытие и развитие своих способностей.  Именно на это нацелена обновленная система повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список литературы: 

1.Государственная  программа  развития  образования  Республики  Казахстан  на  2011—2020  годы.  Утверждена  Указом  Президента  Республики  Казахстан  от  7  декабря  2010  года  №  1118.  Астана,  МОН  РК,  2010. 

2.Основные  показатели  системы  образования  Республики  Казахстан.  Астана:  НЦОКО.

3. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2004 год. 
4. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год. 
5. Интернет – ресурсы: http://www.proscholu.ru 
6. Справочник руководителя образовательного учреждения. Алматы. 2007, 2010, 2012 год. 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Лидер (2014-10-16) | Автор: Анар E
Просмотров: 619 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar